Годовщина со дня смерти Станислава Железкина
17 сентября исполняется первая годовщина со дня смерти нашего друга и учителя, мужа и отца, выдающегося режиссёра и талантливого актёра. Станислав Железкин прожил немного (13.08.1952-17.09.2017).
Десять лет назад в одном из интервью режиссёр Железкин сказал: «Театр – это воспитание и понимание жизни не столько с помощью разума, сколько с помощью чувств и личных эмоций…» Для него же самого театр был вторым домом, а иногда и первым. Сюда он приходил раньше всех остальных. Заглядывая в каждый уголок, поднимаясь по всем лестницам, он, на правах хозяина, фиксировал каждый недочёт, каждую погрешность, которая могла случиться за то время, что он отсутствовал…
Театр «Огниво» (своё детище) он сделал одним из ведущих репертуарных театров кукол страны. Каждый раз, выходя перед спектаклем к маленьким зрителям, добрый дедушка Стас, глядя в наивные детские глаза, давал назидание – беречь свой дом, уважать родителей, любить мир… Казалось, так будет всегда! Казалось, что он поставит ещё много замечательных спектаклей, сыграет по-настоящему, как он это делал всегда, множество ролей… Но тот огонь, которым был наделён талант мастера, пламя, которое пылало в его творческой душе, угасли, оставив лишь тёплые воспоминания.
Станислав Железкин был нежным и трогательным отцом и дедом. Несмотря на насыщенный рабочий график, он находил время для воспитания детей и внуков – всю свою любовь и ласковость он дарил им. Самой большой болью для него самого – был плач ребёнка. Любого, даже самого чужого!.. И он так хотел, чтобы его дети росли честными и добрыми людьми, каким являлся он сам.
В этот день, вспоминая Станислава Фёдоровича, хочется особенно отметить его режиссёрский дар. А открылся он в далеком 1986 году на сцене Курганского театра кукол «Гулливер», в котором ещё молодой и может быть даже неопытный он поставил «Сказку о рыбаке и рыбке». Сменилось время, актёры, а спектакль до сих пор продолжает жить – вот уже 32 года. За всю режиссёрскую деятельность Железкин успел осуществить около ста постановок в российских и зарубежных театрах.
«Я считаю, что театр должен нести диво, – неоднократно подчёркивал Станислав Фёдорович. – Дорогого стоит не обмануть зрителя, предложить ему неожиданную трактовку знакомого произведения, которая не только изумит его, но и затронет сердце. Нужно всегда вести диалог с залом. Ведь спектакль как картина художника живет только тогда, когда его смотрит зритель, не остающийся равнодушным».
Сейчас в «Огниво» без Железкина пусто. Проходя по фойе, в котором расположился музей-память в честь гения, и в котором висит огромный портрет с его изображением, поневоле так и хочется сказать, глядя в его улыбающиеся (как при жизни) глаза: «Здравствуйте, Стас Фёдорович!» А рядом на кукольном стульчике сидит его Фирс из «Вишневого сада» – роль, которой он гордился.
А сколько их, некогда забытых виртуозом-кукольником лежат сейчас в чехлах и кофрах и ждут: «Вот-вот придёт наш кукловод Железкин, и мы снова выйдем на сцену…» Но, увы, уже никогда ни Купец из «Аленького цветочка», ни Стражко из «Легенды о добром сердце», ни Сганарель из «Лекоря поневоле» и Городничий из «Ревизора», и все-все остальные – не заговорят его голосом, не почувствуют его руки и запаха…
Нам осталась лишь память. Память о большом человеке, который любил мир, искусство… Сцену и зрителей… И которого так любим мы!
Спасибо вам, Станислав Федорович, за всё!